Панорамная съёмка: Технологии

Подробнее

СФЕРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМНАЯ
ФОТОГРАФИЯ

Статья познакомит любознательных читателей с понятием сферической панорамной фотографии , простым языком расскажет о технологии создания панорам и преимуществах этой технологии перед другими жанрами фотографии.

Полагаем, каждый знает, что такое фотография. Этот своеобразный вид искусства появился в мире в 1839 году, и получил распространение сопоставимое по своему масштабу разве что с печатным текстом. Попробуйте оглянуться вокруг себя прямо сейчас. Как много плоских фотографий и подражающей фотографии полиграфической продукции вы увидели? Современная фотография наводнила весь мир словно широко разлившееся море.

современный мир перенасыщен разнообразной фотографической продукцией

Fotosfera голосует за новую, высоко технологичную технику, а Вы?

Люди хотят хранить память о ярких событиях своей жизни, хотят делиться своими впечатлениями, хотят раскрывать с помощью фотографии свой мир, делиться своим видением с окружающими. Именно в этом кроется причина такой большой популярности обычной фотографии. Но ведь нет ничего более информативного, чем графический образ, нет ничего более достоверного, чем обычная фотография. Пауза..

Правда? Неужели нет ничего более информативного? Неужели в 21 веке люди не смогли придумать ничего нового в фотоискусстве? Смогли, конечно. На сегодняшний день существует целая туча самых разных жанров и стилей фотосъёмки. На вооружение фотографов приходит всё более совершенная техника, меняются приёмы съёмки. Неизменно возрастают стандарты, предъявляемые к качеству снимков. И всё же фотография остаётся весьма консервативным видом искусства. Мощнейшие перемены, совершившие настоящий переворот в индустрии, произошли с переходом фотографии в цифровой формат. Это была самая настоящая эволюционная ступень в развитии фотографии.

Эта вновь освоенная высота, позволила заниматься фотографией каждому, кто испытывал интерес к фотоискусству. Не будет преувеличением сказать, что количество фотографий в мире удесятерилось за последние 15 лет, с момента начала эры цифровой фотографии. И вот, спустя не такой уж большой период по сравнению со временем существования фотографии, мы можем наблюдать новую волну прорывов, существенно меняющую облик всей индустрии. Мы хотим поделиться с вами нашими знаниями в этой области. В этой статье мы расскажем вам о новом, модном, информативном и зрелищном направлении в фотоискусстве, о панорамной сферической фотографии 360х180.

Пример сферической панорамы в проекции «маленькая планета».

Фокусное расстояние объектива в мм. определяет угол поля зрения в градусах. ЭФР- эквивалентное фокусное расстояние.

Не нужно пугаться сложного названия, мы постараемся объяснить вам, откуда берутся такие панорамы и что полезного они несут всем нам.

Прежде всего, в двух словах остановимся на обычных панорамах, так как их появление предшествовало появлению панорам сферических.

Любой фотоаппарат, это всегда устройство, обладающее определённой конструкцией и получающее диктуемые конструкцией технические ограничения. Например, фотоаппарат не может снимать в полной темноте не может снимать с экспозицией в 1 миллионную долю секунды, не может работать при температуре ниже 20 градусов Цельсия. Объектив фотоаппарата определяет угол поля зрения, который позволит вместиться в кадр некоторому количеству снимаемых объектов. Это значит, что мы наверняка не сможем одним снимком снять всё, что мы видим. Допустим, мы хотим сфотографировать протяжённый объект целиком, но как бы мы не повернули объектив, нам не удаётся сфотографировать всё, что нам нужно.

В этом случае на помощь приходит панорамная съёмка! Ведь нам не сложно снять один большой объект по частям. И вот переводя видоискатель фотоаппарата из одного участка на другой, мы можем сфотографировать все части протяжённого объекта , который ни как не хотел помещаться на одном снимке. Но что получилось? Мы получили серию снимков напоминающих собой пазлы. Нужно как то эти изображения собрать, выровнять, и совместить так , чтобы из мозаики нескольких снимков получилось одно цельное изображение.

При увеличении видно, что панорама внизу собрана из 4 отдельных снимков наверху.

Вверху представлена панорама снятая объективом типа «рыбий глаз» она составлена из 8 отдельных кадров. Внизу показано как будет выглядеть проекция этой панорамы на сферу. Обратите внимание на не закрытые снимками части 3D сферы

Раньше этой задачей обременялись фотографы. Они брали в руки ножницы и начинали кропотливую и утомительную работу. Сегодня этими ножницами оказываются специальные программы сшивки панорамных изображений. К сожалению далеко не всегда наличие такой программы позволяет получить качественную панораму. Многое зависит от того насколько правильно были сняты исходные кадры.

Но вот все кадры собраны, программа заретушировала все места склейки и зритель видит то, что хотел показать фотограф. Это способ получения обычной панорамы. Панорамы бывают разными, бывают весьма протяжёнными. А что если мы не ограничимся съёмкой, скажем трёх смежных изображений и продолжим снимать панораму вокруг себя? Ведь ни что не мешает нам повернуться на 360 градусов, а фотоаппарат послушно снимет всё, на что мы его направим. Тогда, сделав некоторое количество кадров, мы получим длинную панораму, конец которой совместиться с её началом. Такой вариант панорамной фотографии называют панорамная фотография 360 градусов.

Рассматривать такую панораму бывает намного увлекательнее, чем смотреть на одну единственную не панорамную фотографию. Причина в том, что мы одновременно видим всё, что происходило вокруг фотографа во время съёмки панорамы. На самом деле мы видим не всё, а лишь фотографическую полоску вокруг фотографа, это происходит потому, что фотограф снимал всё вокруг себя, но не снимал небо или потолок над собой, а также не снимал землю или пол под собой. Ну, а почему бы не снять всё, что мы можем увидеть, находясь в данной точке пространства? Это правильный вопрос! Почему бы и нет? Итак, давайте отснимем всё, на что мы можем направить наш фотоаппарат и сошьём это в одну полную панораму. Единственное важное правило здесь – не перемещать точку съёмки. Нам потребуется вращать фотоаппарат вокруг одной точки в пространстве. Результатом будет сферическая панорамная фотография 360х180. Что можно увидеть на таком снимке? Правильно, - всё, что вы могли бы увидеть, находясь в то время, в том месте. Вот как выглядит такая фотография развёрнутая на плоскости.

Пример полной сферической панорамы в эквидистантной проекции. Не нужно пугаться термина, вы знакомы с эквидистантной проекцией земли со школы:) Когда глобус проецируют на плоскость получается эквидистантная карта мира.

Посмотрев на такую проекцию панорамы, вы скажете, но ведь человек, так, не воспринимает действительность. По этой причине смотреть на плоскую проекцию сферических панорам бывает непривычно, дискомфортно. И так должно быть, взгляните для сравнения на фотографию лица человека развёрнутую на плоскости.

Причина в неверной проекции. Мир, который мы видим вокруг нас – это мир видимый, а значит, его можно запечатлеть, но мы сказали «вокруг нас», а не на плоском снимке в руке или на стене. Вот здесь на сцене, наконец, появляются современные технологии. Попробуем спроецировать нашу панораму 360х180 на виртуальную 3Д сферу. В результате мы получим что- то похожее на ёлочный шарик.

Эквидистантная сферическая панорама идеально ложиться на геометрическую сферу.

Сделаем последний, самый важный шаг, вступим внутрь за зеркального мира, давайте уменьшимся как Алиса в сказке Льюиса Кэрролла и войдём внутрь сферы, чтобы увидеть поверхность шарика изнутри. Нажмите на интерактивную панораму внизу чтобы оказаться внутри фотосферы.

Неправда ли , так и уютнее и привычнее. Вы смотрите на фотографию вокруг вас , также как вы смотрите на окружающий вас реальный мир. Но мир на экране вашего монитора виртуальный! Волшебство виртуальной реальности разворачивает вокруг вас фотосферу и уводит вас в миры в которых вы ни когда раньше небыли, но в которых как вам кажется теперь вы оказались. Первое, что поражает человека, впервые погружающегося в сферическую панораму - это невероятный, ни с чем не сравнимый эффект присутствия!

Ни какая фотография даже самая сюжетная и эмоционально заряженная не даёт нам ощущения присутствия. О фотоснимке мы говорим, что видели его. О сферических панорамах хочется сказать – я там побывал.

Откуда берётся такое необычное ощущение? Это связано с другой особенностью виртуальных панорам, они намного информативнее обычного фотоснимка. Существует понятие информационной ёмкости изображения, это то количество информации, которое мы воспринимаем, просматривая снимок. Например, снимок с низким разрешением и шумами, скрывает множество мелких, но порой весьма важных деталей, фактур предметов и пр. Такой снимок обладает низкой информационной ёмкостью.

Типичная сферическая панорама собирается из десятков обычных снимков, и, как правило, помимо общего высокого разрешения даёт дополнительную информацию о взаимном расположении предметов, масштабах предметов, сторонах света и прочем. Рассматривая 40 отдельно взятых плоских снимков, у нас никогда не возникает цельной картины, хотя если из этих снимков собрать сферическую панораму мы одномоментно сможем воспринять всё изображение и получить массу информации.

Следующая замечательная особенность сферических панорам, их интерактивность! Действительно, если говорить об обычном фото, то его интерактивность исчерпывается возможностью покрутить его по и против часовой стрелки, да ещё, пожалуй, масштабировать, приблизив ближе к глазам или отдалив подальше. Находясь в сферической панораме мы можем не только оглянуться вокруг, изменить угол обзора, приблизить или отдалить любую область изображения, мы также можем изменять проекции изображения, взаимодействовать с так называемыми хотспотами (интерактивными элементами несущими дополнительную информацию или позволяющими выполнить многие другие действия), мы даже можем перемещаться из одной фотосферы в другую.(см .виртуальные туры) Нам может стать доступно много других интерактивных элементов, таких как клавиши навигации, интерактивная карта радар, всплывающие при наведении мышки подписи, переключатели качества изображения или различных видов сцены при разных условиях освещения , времени года, суток, погоды. Прочие интерактивные графические спецэффекты, такие как падающий снег или яркое солнце. И это ещё далеко не все из замечательных интерактивных возможностей сферических панорам.

Есть ещё одно не маловажное свойство, о котором обычно забывают упомянуть, это иное когнитивное восприятие изображения. Вы когда-нибудь задумывались о том, в каком случае мы воспринимаем поступающую информацию более продуктивно? Восприятие информации может происходить по-разному. Например, отправившись в дальнюю поездку, вы спокойно и не сконцентрировано наблюдаете довольно однообразный пейзаж за стеклом (скажем поезда). Глядя на мир, вы можете, тем не менее, перестать его воспринимать, «задуматься» и быть погружёнными в свои мысли. Пейзаж раствориться и как бы перестанет существовать для вас. Если кто то спросит вас, а что вы видели за окном последние 5 минут, вы скажете обобщённо и неинформативно –степь, столбы. Ваш ответ говорит о том, что визуальная информация хоть и поступала на ваши органы зрения, была довольно плохо воспринята и записана в вашу память. Причина в том, что вы были расслаблены, пейзаж тек рекой равномерной и пассивной, и думали вы о другом, но не о том, что видели. Нередко в таком режиме люди смотрят телевидение и даже читают книги. Интересно другое, учёные выяснили, что когда человек занят сбором информации, например сёрфингом в интернете, он воспринимает мир и поступающую ему данные по другому. Его мышление работает, внимание сконцентрировано, он производит оценки и анализирует получаемые сведения. Совершенно очевидно, что в таком состоянии включаются дополнительные когнитивные способности человека, в его голове происходит активизация большого количества нейронов связанных с поступаемой информацией. Как результат, человек может рассказать многое, из того, что он воспринял в таком состоянии. При просмотре обычных снимков мы можем легко впасть в пассивное состояние созерцания, без анализа, без запоминания, без мышления. Напротив, при просмотре сферических панорамных снимков, такой способ восприятия практически исключён, так как мы вынуждены взаимодействовать с панорамой хотя бы, чтобы просто просмотреть её всю. Не говоря про интерактивные элементы. На самом деле зритель открывший панораму начинает внимательно оглядывать её всю и подсознательно играть в игру под названием –«а что здесь самое интересное для меня?». Такой активный процесс поиска информации включает мышление человека, и позволяем ему воспринимать информацию намного эффективнее!

Нашей целью не было рассказать вам как технически можно изготовить сферическую панораму, мы хотели лишь объяснить вам принцип создания фотографий нового поколения. Без малейшего труда в интернете, вы сможете найти сотни свежих статей о самых разнообразных способах создания сферической панорамной фотографии 360х180. Со своей стороны, сотрудники компании «Fotosfera» будут рады предложить вам свои услуги по изготовлению подобных фотографий, а также предложить вам, личную страничку на этом сайте, где вы всегда сможете просмотреть свою фотосферу или показать её вашим друзьям, знакомым, коллегам, покупателям.

Если же вы хотите видеть и знать больше, наши интересы совпадают, и мы приглашаем вас узнать, что представляет собой виртуальная реальность сегодня!